Основные этапы становления и развития неврологии
В 1715 и 1717 гг. в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне были заложены Адмиралтейский и Сухопутный госпитали, положившие начало созданию клинической базы для будущей академии. Становление педагогического процесса в академии восходит к открытым в 1733 г. при госпиталях хирургическим школам, объединенным в 1786 г. в Главное врачебное училище для подготовки армейских и флотских лекарей, где были организованы кафедры и введены должности профессоров. Официальным днем учреждения Медико-хирургической (в 1881 г. переименована в Военно-медицинскую) академии принято считать день подписания Указа императором Павлом I — 18 (31) декабря 1798 г. В первые годы в академии было организовано всего несколько кафедр: анатомии и физиологии, математики и физики, ботаники и фармации, химии, патологии и терапии, хирургии, повивального искусства и судной науки. Однако вскоре стала очевидной необходимость глубокого преобразования МХА и, в частности, введения преподавания нервных и душевных болезней (длительное время эти две дисциплины четко не разделяли). Но лишь в 1835 г. последовало распоряжение об обязательном преподавании этих болезней в рамках терапевтической кафедры. Следовательно, 1835 г. можно считать официальной датой рождения в МХА учебной дисциплины «душевные и нервные болезни». Первым преподавателем стал терапевт П. Я. Шипулинский, которому вменялось в обязанность, наряду с терапией, преподавать курс душевных, нервных и кожных болезней.
Следующий важный шаг был предпринят в 1857 г., когда было принято решение о введении преподавания душевных и нервных болезней в качестве самостоятельной дисциплины. В 1860 г. в МХА была создана первая в России штатная кафедра нервных и душевных болезней. Ординарным профессором на кафедру был избран И. М. Балинский (1827-1902), которого по праву считают «отцом» отечественной психиатрии. По его инициативе были открыты впервые в России клиническое отделение для душевнобольных (1859) и клиника душевных болезней (1867). К сожалению, вопросы неврологии в значительной мере оставались вне поля зрения И. М. Балинского.
В эти же годы С. П. Боткин, отчетливо осознавший место и роль неврологии в терапевтической клинике, специализировал по нервным болезням своего сотрудника П. И. Успенского (1837-1893), который впоследствии стал известным отечественным неврологом XIX в.
В 1876 г. кафедру возглавил ученик И. М. Балинского — И. П. Мержеевский (1838-1903), который относится к числу основоположников отечественной неврологии. Им впервые было произведено строгое разделение душевных и нервных болезней в учебной программе, которая соответствовала лучшим европейским программам и включала нейроморфологические, нейрофизиологические и клинические аспекты заболеваний нервной системы. Была начата профилизация некоторых сотрудников по неврологии. В публикациях И. П. Мержеевского и его учеников, в диссертационных исследованиях значительное место стала занимать неврологическая тематика. В 1881 г. в клинике душевных болезней было открыто небольшое (на 6 коек) неврологическое отделение, а все последующие годы И. П. Мержеевский настойчиво добивался создания полноценного неврологического отделения (клиники), на что было получено согласие лишь в 1892 г.